Адаптация в детском саду

Родителям важно понимать, что поступление малыша в детский сад – это новый и очень сложный этап в жизни всей семьи. Адаптация в детском саду неизбежна! adaptПри этом не стоит пугаться данного периода, но стоит запастись знанием и терпением.

Итак, какие же изменения можно отметить у малыша, переступившего порог детского сада?

Наиболее часто отмечаются следующие проявления:

  1. Детские страхи.

Ребёнок боится идти в детский сад, боится расставаться с родителями. Дело в том, что, в силу возраста, малыш не может точно обозначить испытываемые им чувства, но всем своим видом показывает испытываемый страх. И это не тот страх, который может щемить душу и «леденить» сердце, но тот, который появляется перед неизвестностью и в период потери стабильности.

 

  1. Истерики.

Перед тем, как зайти в группу, малыш отчаянно кричит и бьёт родителей. Таким образом он пытается максимально привлечь к себе внимание. Нет, это не значит, что ребёнок испытывает ненависть по отношению к любящему взрослому, но именно в этот момент он старается максимально изменить ситуацию и вернуть ту стабильность, которая была до поступления в детский сад. Именно так малыш борется за возвращение к прежней жизни.

 

  1. Нежелание общаться со сверстниками.

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра появляется у детей после 3-летнего возраста. Не стоит удивляться, что малыши 1,5-2 лет не играют друг с другом – они просто не умеют этого делать. Но при поступлении в детский сад — в период адаптации — отсутствие сюжетно-ролевой игры можно отметить и у более старших детей, что вполне объяснимо. Дело в том, что ресурсы детской нервной системы достаточно ограничены – малыши быстро истощаются. Для того, чтобы ребёнку «развернуть» сюжетно-ролевую игру – ему необходимо освоить территорию, где в дальнейшем он будет «проживать» свои игровые ситуации. В первые дни малыш будет детально изучать обстановку, игрушки, будет учиться манипулировать ими, и лишь после ознакомления с предметной средой он сможет установить контакты со своими сверстниками.

 

  1. Заторможенность или чрезмерная активность дома.

Многие родители очень удивляются поведенческим проявлениям детей после детского сада – они просто не узнают своих малышей. Одни отмечают чрезмерную активность («ходит по потолку», «стоит на ушах» и т.д.), другие не могут справиться с бесконечными капризами и истериками, а третьи, наоборот, отмечают излишнюю заторможенность. При этом воспитатели характеризуют детей как послушных. Почему это происходит? Дело в том, что родителям ребёнок доверяет все свои эмоции, чего нельзя сказать о воспитателе – постороннем для него человеке. Если малыш в детском саду был примерным, послушным человечком, то родителям он выплеснет все эмоции, накопившиеся в результате эмоционального напряжения. Таким образом ребёнок находит баланс своей эмоциональной сферы.

Почему некоторые дети заторможены после детского сада? Именно так выглядит истощение нервной системы новыми эмоциями, впечатлениями, ощущениями. Ни для кого не секрет, что малыш может устать как от положительных, так и от отрицательных раздражителей. Именно поэтому ему необходимо некоторое время для восстановления.

 

  1. Изменения в речи.

В речи некоторых детей родители наблюдают не совсем приятные изменения – появляется так называемая «детскость», т.е. малыши начинают использовать те слова и звукоподражания, которые использовали в более раннем возрасте. Не стоит этому удивляться и, тем более, пугаться – такие изменения будут отмечаться непродолжительное время и очень быстро исчезнут так же быстро, как и появились. Ни в коем случае не стоит рассматривать данное явление как «Попал не в ту группу», «Учится говорить у младших детей» и т.д. Такие временные речевые изменения проявились бы в абсолютно любой возрастной среде.

 

Как же можно помочь малышу адаптироваться к детскому саду?

Существуют довольно простые правила, соблюдение которых поможет пройти период адаптации максимально безболезненно:

  1. Постепенное расставание с родными людьми.

Этому правилу уделяют очень мало внимания, но это практически важнейшее правило! Даже самого общительного малыша нельзя оставлять на полный день в детском саду со 2-3 дня от начала посещения. Для того, чтобы избежать последствий психосоматических расстройств, – важно очень мягко приучать малыша к новым условиям. Необходимо начинать пребывание ребёнка в детском саду с 1-2 часов и лишь с 4 недели оставлять на сончас. Если в течение этого времени ребёнок заболел или перестал посещать детский сад по каким-то иным причинам, то после возобновления посещения начинаем адаптацию  с самого начала – с 1-2 часов и оставляем на сончас лишь с 4 недели. Почему это так важно? Дело в том, что психосоматические расстройства могут не проявиться сразу, но проблемы могут обнаружиться даже в подростковом возрасте.

 

  1. В детский сад малыш идёт играть.

Многие родители говорят о том, что папа и мама иду на работу, вот и ребёнок тоже идёт на работу или на занятия. Это большое заблуждение! В дошкольном возрасте основной вид деятельности малышей — игра. Заметьте – не работа, не учёба, а игра. Дети очень легко познают мир посредством игры, в игру они легко вовлекаются и довольно комфортно себя в ней чувствуют. Игра – это язык, понятный детям, это путь к сердцу малыша. Именно поэтому ребёнок идёт в детский сад не работать, не учиться, а играть.

 

  1. Отзывайтесь эмоционально и положительно о воспитателях группы.

В мире ребёнка существуют значимые взрослые, которым он доверяет. Сразу после рождения – это мама и папа. Затем круг несколько расширяется, и появляются сестры, братья, бабушки, дедушки и т.д. Вспомните как новый взрослый входил в круг доверия малыша. Мама или папа говорили о том, что это бабушка – она хорошая, у неё есть игрушка и вкусное лакомство и т.д. Ребёнок, доверяя родителям, принимал в свой круг общения нового человека.

С воспитателями ситуация аналогичная – ребёнку необходимо помочь сформировать доверие к новому взрослому. Для этого родителям важно эмоционально и положительно отзываться о воспитателях, которые будут находиться рядом с малышом.

 

  1. Говорите о том, в какой прекрасный детский садик ходит малыш.

Родителям необходимо воспользоваться собственным авторитетом и вселить в малыша уверенность в том, что в детском саду ему будет так же спокойно и надёжно, как дома. Для этого садик должен быть прекрасным, весёлым, интересным – именно эти слова помогут ребёнку расположиться к новым для него условиям.

 

  1. Соблюдайте чёткий режим дня в выходные.

Нервная система ребёнка очень непросто переносит разного рода стрессы. Именно поэтому очень важно поддержать режим детского сада и дома в выходные дни. Обеспечивая преемственность режимных моментов, родители покажут ребёнку ценность детского сада и, тем самым, обеспечат определённую стабильность.

 

  1. Не замещайте эмоциональные проявления ребёнка гаджетами или мультфильмами.

Очень часто, придя из детского сада, малыши закатывают истерики. Родители в этот момент пытаются заглушить эти эмоции и не могут придумать ничего другого, как посадить ребёнка за просмотр мультфильмов или вручить ему какой-либо гаджет. Такой выбор родителя не помогает малышу, а, скорее, нарушает естественный ход событий. Если ребёнок громко проявляет свои эмоции, и этому есть очевидная причина (пришёл из детского сада), то необходимо предоставить малышу проработать эту эмоцию, прожить её. Вечно он кричать не будет, но при этом баланс будет найден.

Как понять, что ребёнок адаптировался к детскому саду?

Со временем как родители, так и педагоги отметят изменения в поведении и привычках ребёнка:

  • ребёнок с удовольствием откликается на просьбу воспитателя, взаимодействует с ним;
  • использует в детском саду домашние навыки и учится новым;
  • с каждым днём обогащается речь;
  • восстанавливается прежняя активность (уходит заторможенность или чрезмерная активность);
  • нормализуется как дневной, так и ночной сон;
  • восстанавливается аппетит, ребёнок кушает самостоятельно;
  • постепенно снижается частота заболеваний.

Проявление этих признаков говорит о том, что период адаптации можно считать успешно завершённым. Родителям важно усвоить одно золотое правило: Чем спокойнее мама, тем спокойнее малыш. Не стоит накалять обстановку своими переживаниями – тогда и адаптационный период будет проходить менее болезненно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост